Главная

Педагоги

Статьи

Контакты

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ

«Повышение качества детского исполнительства дошкольников в разных видах музыкальной деятельности».

 

                                          Подготовила: Булатова Ольга Дмитриевна

                                            музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7

г.Шебекино Белгородской области»

2018 год

 

 

Детское музыкальное исполнительство включает в себя разнообразные виды деятельности:

1. Вокально-интонационную работу.

2. Ритмику.

3. Музыкальные игры.

4. Творчество.

5. Инструментальное музицирование.

Именно в музыкальном исполнительстве проявляется уровень музыкальных способностей дошкольников, которые проявляются у каждого по-разному. Работа над повышением качества исполнительской деятельности проводится музыкальными руководителями планомерно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она начинается с младшего возраста и осуществляется в течение последующих лет пребывания ребёнка в детском саду. Педагог развивает музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, посредством кружковой и индивидуальной работы. Итогом «выступления маленьких артистов» являются праздники и развлечения, проведение которых является одним из самых больных вопросов музыкального воспитания и руководства музыкальной работой.

Праздники, приносящие радость детям, конечно, очень нужны, но проводить их друг за другом в большом количестве, подчиняя подготовке к ним, муштре детей, всю работу по музыкальному развитию, абсурдно. А именно это и происходило и происходит во всех детских садах города и района.

По внешнему блеску праздников зачастую судят о качестве работы музыкального руководителя, что приводит к серьёзным ошибкам, провоцирует ориентацию всей музыкальной работы на те же праздники.

И получается, что праздники для музыкального руководителя – это бесконечные экзамены, которые никогда не заканчиваются. Каждый раз нужно не просто показывать, а доказывать, на что ты способен, удивлять зрителей новым, нетрадиционным сценарием и музыкальным материалом. И если что-то не оправдывает: старый репертуар, знакомый сценарий, дети немного перепутали движения в танце или слова в песне и др. – виноват музыкальный руководитель.

Сейчас происходит переориентация в целях и задачах музыкального воспитания. В погоне за новым, нетрадиционным и ярким материалом музыкальные руководители увлекаются сложными для исполнения дошкольниками песнями и танцами. В результате приходится тратить много времени на разучивание репертуара, вернее, на натаскивание детей. Последствия этого сказываются на качестве детского исполнительства. Многие музыканты знают, что если детей длительное время муштровать над качеством исполнения, то ничего хорошего на празднике из этого не получится, так как дети сами по себе непредсказуемы хотя бы потому, что они ещё дети.

Главная цель музыкального исполнительства: радость от выступления самих детей, обогащение жизненного опыта дошкольников жизненными впечатлениями, предоставление им возможности выразить себя в различных видах музыкальной деятельности. И для этого совсем не обязательно выискивать какой-то особенный, новый репертуар, а значительно важнее создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке, и при проведении утренника.

Процесс подготовки к праздникам начинается с занятий и индивидуальной работы. Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои особенности и преимущества, так как дети все разные: у кого-то лучше получается в ритмике, у кого-то в пении, а кто-то просто артист в театральном значении этого слова. Не следует перегружать детей ненужной муштрой в определённом виде деятельности, если у ребёнка просто нет таких способностей. Поэтому задача музыкального руководителя: выявить на ранней стадии все способности каждого в отдельности ребёнка и продолжать их развивать. Мы сейчас ушли от общей «усреднённости каждого индивидуума» и больше обращаем внимания на специфические черты определённой личности.

Многое в детском исполнительстве дошкольников зависит от умело подобранного репертуара, и качество исполнения зависит не от того, что данное произведение нравится руководителю, а то, что оно нравится ребёнку и он с удовольствием исполняет. Прелесть детского пения заключается в естественности звучания голоса, эмоциональности и выразительности исполнения песни, а не в яркой фонограмме и использовании усилительной аппаратуры. Простота, раскованность и слаженность исполнения ритмических движений зависят от возможностей детей, а не от сложных современных танцевальных «па», с восторгом воспринимаемых взрослыми зрителями. Детская игровая деятельность воспринимается радостью и эмоциональным подъёмом детей, а не сложностью игровых правил и красочностью атрибутики. Главное – увлекательная творческая атмосфера любви и добра, создание обстановки комфортности и психологической разгрузки.

Таким образом, детское музыкальное исполнительство предусматривает прежде всего индивидуальный подход к каждому маленькому артисту, планомерное развитие способностей с самого младшего возраста, воспитание творчески раскрепощённой, эмоциональной личности. Все виды музыкальной  деятельности должны способствовать формированию не только музыкальных способностей, но и становлению психически и физически здорового человека.